воскресенье, 22 июля 2012 г.


Мчим по испытательному треку на новеньком автомобиле. Вот уже проехали коридор торможения, пылевую камеру, прошли «брод», где вода доходит до самой дверцы, въезжаем в дождевальную камеру. Капли сначала неторопливо, потом громче и чаще застучали по крыше, стеклам. Потом вода ударила стеной — имитация тропического ливня. Через залитые стекла расплывается все окружающее... У меня под каблуком начала натекать небольшая лужица воды. Внезапно «ливень» иссяк. Девушка в комбинезоне с ладьей на рукаве простукала багажник, капот, заглянула в салон. Увидев лужицу, прошлась чуткими пальцами по уплотнителю двери, нашла — подтекает в ограничителе, промазала водостойкой мастикой, хлопнула дверцей: «Поехали!» — Часты ли вообще дефекты по сборке? — спрашиваю водителя-испытателя Анатолия Ларионова. — Нет,— отвечает он;— если какой стук уловишь на треке, первая мысль; «Не может быть!» Невелика честь — поймать дефект на испытательном треке. Не допустить на трек — вот в чем задача. Главные «фильтры» — заводские стандарты, в которых заложены требования, зачастую превосходящие требования действующих ГОСТов. И еще один фильтр — автоматизированная система контроля, не позволяющая ни одной из громадной гаммы деталей выходить из «поля допуска». Технологи знают: самая отличная линия выдает высококачественную продукцию до определенного момента, после которого нужна наладочная корректировка. Но когда наступит эта «усталость»? Поймает ли этот момент недреманное око контролера? Здесь сработает сама система контроля. На Волжском автозаводе деятельность технологических и контрольных служб преднамеренно построена по принципу «противоположных интересов». Ни одно решение технологов по наращиванию мощности агрегата не утверждается без согласования со службой управления качеством, которая нередко выявляет негативную сторону новшества. Столкновение интересов всегда созидательно, поскольку способствует утверждению оптимального варианта. Как достигается это? Возьмем хотя бы элементарную операцию — визуальный контроль. Где гарантия того, что все детали после обработки будут тщательно осмотрены, а негодные отбракованы? Она — в самой организации процесса. Завеску деталей на грузонесущие конвейеры осуществляют работники ОТК. Кто они в дан- ном случае — операторы? Нет, контролеры! Деталь-то все равно надо поднять, осмотреть, а там — положить в стеллаж или завесить на конвейер. Есть ли разница? Есть! Во втором случае рациональней, активней используется рабочее время контролера. На участке обработки шатунов двигателя мы наблюдали за работой контролера-оператора Сергея Ирзина. Автоматическая линия время от времени отбрасывает какую-либо деталь, не удовлетворяющую одному из параметров, и та «стекает по ручью» на рабочее место Ирзина. Здесь множество приспособлений, приборов для мгновенного анализа причин. По соседству, в сборочном цехе, контролеры ведут обкатку двигателей — приборы на стенде показывают давление масла, технические характеристики карбюратора; в случае нужды здесь же меняются «свечи», проводка, Так кто же он, контролер Волжского автозавода? Регистратор брака? Испытатель? Ремонтник? И да и нет. Работник ОТК Волжского автозавода должен выявить причины возникновения дефекта, чтобы не допустить его в дальнейшем. В случае нужды — оперативно вмешаться в Технологический процесс. Служба качества на ВАЗе оснащена современными средствами контроля, позволяющими видеть динамику отклонений. Контролеры, удерживая громадное количество деталей в поле зрения, испытывая и даже ремонтируя отдельные узлы, контролируя режим работы режущего инструмента, его замену, как бы сливаются с производственными бригадами, тем Не менее оставаясь службой контроля, управления качеством. Я был в метрологическом зале механосборочного производства — огромном стеклянном кубе, покоящемся на пробковом фундаменте и начиненном сложнейшей аппаратурой. Тут постоянная температура и влажность. Подумалось: не излишняя ли роскошь — такая лаборатория для одного производства? Убеждаюсь на каждом шагу: нет! Действенное, квалифицированное влияние контрольной службы на производство принесло осязаемые результаты: за счет глубокого анализа, профилактики возможных отклонений число дефектов сегодня вдвое, а то и вчетверо меньше нормы. . Контролеры-браковщики стали аналитиками-исследователями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий